Развитие креативности учащихся. Формирование творческих способностей Развитие креативности или творческих способностей проходит как минимум две фазы: 1. Развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период этого этапа, по данным ряда авторов, наступает в 3-5 лет. В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности. Возможно также, что на какой-то период креативность переходит в латентное состояние (феномен «детского творчества»). 2. Подростковый и юношеский возраст (возможно, от 13 до 20 лет). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, как ее «обратная сторона», дополнение и альтернатива. На этом этапе особо значимую роль играет профессиональный образец, поддержка семьи и сверстников. Но главное, юноша определяет для себя «идеальный образец» творца, которому он стремится подражать (вплоть до отождествления). Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему идеалу. Индивид либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству. Креативность скорее всего формируется на основе общей одаренности (так же как и интеллект). Отсюда следует, что для развития творческих способностей обучающегося необходима определенная сфера деятельности, способствующая формированию креативности ребенка. Учитель, заинтересованный в развитии креативности своих учеников, должен не только увлечь детей своим предметом, сформировать ответственное отношение к нему, но и применить творческий подход к усвоению, проверке знаний учащихся, заинтересовать детей, поддерживать их во всех начинаниях. Для того чтобы ребенок развивался как творческая личность, недостаточно убрать «барьеры» и снять контроль сознания, нужно, чтобы структура сознания стала иной: необходим позитивный образец творческого поведения, как ни парадоксально это звучит. Понятия «образец», «стереотип», «эталон» противоречат обыденному представлению творчества как нерегламентированной активности, порождающей новый продукт, который отрицает старые. Роль внешнего социального образца состоит, вероятно, в том, чтобы противостоять другому социальному образцу: «правильно» ведущему себя взрослому. Отсюда следует, что творческое поведение, как и интеллектуальное, проходит фазу социализации. Говоря о формировании творческих способностей, не стоит забывать о нравственности. Для многих соединение слов «творчество» и «нравственность» звучит как трюизм, который модно опровергать примерами из «мира науки». Действительно, высоким интеллектом может обладать и человек безнравственный, но никто еще не доказал, что, во-первых, безнравственность способствует творчеству, во-вторых, что творческий склад ученого и его преуспевание на научной ниве — одно и то же. Бесспорно одно: когда мы говорим о великих творцах, мы говорим и о великих личностях. Эта истина часто ускользает в конкретном анализе творчества, но сами творцы всегда понимали всю серьезность этой зависимости. Глубоко и ярко об этом говорил Маркс: «...Мои взгляды, как бы о них ни судили и как бы мало они ни согласовались с эгоистическими предрассудками господствующих классов, составляют результат добросовестных и долголетних исследований. А у входа в науку, как и у входа в ад, должно быть выставлено требование: Здесь нужно, чтоб душа была тверда; Здесь страх не должен подавать совета». Нельзя утверждать, что стремление получить хорошую отметку, победить на конкурсе или смотре знаний, получить награду — это плохо. И высокая оценка, и победа на олимпиаде могут выступать как закономерный результат вложенного труда и форма общественного признания. Но когда происходит то, что в психологии называется «сдвигом мотива на цель», награда и средство подкрепления становятся мотивом поступка и ребенок действует уже «не честь, а почести любя». Лучшие педагогические умы понимали всю сложность и деликатность этой проблемы. Известный советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, как важно не допустить, чтобы удовольствие и радость от похвалы оказались сильнее удовольствия от доброго деяния. Он считал, что похвала и ласка — очень нужные вещи, но ими надо умело пользоваться. Он же предупреждал, что неуместная похвала создает извращенное представление о мерке, которой следует измерять доблести. Щедрость и бескорыстие, в каких бы формах они ни выражались, не должны осмысливаться и переживаться как что-то исключительное; считать хорошее обязательным — одно из правил воспитания нравственности. И там, где выполняется долг, недопустимо упоение похвалой. Каждый согласится с этими положениями, когда речь идет о нравственном воспитании ребенка. Примет на веру и то, что когда единственной целью хорошего поведения и учения становятся отметка и награда, то личности ребенка наносится ущерб. Но все же при этом изменяются структура и качество самого процесса познания, структура и качество самой одаренности . Учитель, формируя творческие способности наряду с нравственным воспитанием учащихся, часто задумывается о методах формирования того и другого в целом. Но в первую очередь педагог должен помнить и следить за тем, чтобы похвала не стала самой целью деяния, а была лишь адекватным поощрением. Проблема формирования креативности учащихся является актуальной. Ее решение важно не только для учебного процесса в целом, но и для отдельной личности учащегося, ее творческого и нравственного развития. Известно, что развитие креативности младших школьников способствует формированию творческой позиции, что, в свою очередь, стимулирует познавательную самостоятельность и самоорганизацию. Поэтому мной делается вывод о необходимости диагностики креативности школьников. Таким образом, можно подвести итог, что одним из социально-педагогических условий развития креативности является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие креативности.
|