Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 12:36

Сайт Низаметдиновой Лилии Мидхатовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Для учеников [1]
Для родителей [0]
Для учителей [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Для учителей

Развитие креативности учащихся. Формирование творческих способностей

Развитие креативности учащихся. Формирование творческих способностей

Развитие креативности или творческих способностей проходит как минимум две фазы:

1. Развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человече­ской жизнедеятельности. Сензитивный период этого этапа, по данным ряда авторов, наступает в 3-5 лет. В это время подражание значимому взрос­лому как креативному образцу, возможно, является основным механиз­мом формирования креативности. Возможно также, что на какой-то пери­од креативность переходит в латентное состояние (феномен «детского творчества»).

2. Подростковый и юношеский возраст (возможно, от 13 до 20 лет). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализирован­ная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, как ее «обратная сторона», дополнение и альтернатива. На этом этапе особо значимую роль играет профессио­нальный образец, поддержка семьи и сверстников. Но главное, юноша определяет для себя «идеальный образец» творца, которому он стремится под­ражать (вплоть до отождествления).

Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной про­дукции и отрицательным отношением к бывшему идеалу.

Индивид либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству.

Креативность скорее всего формируется на основе общей одаренности (так же как и интеллект).

Отсюда следует, что для развития творческих способностей обучающегося необходима определенная сфера деятельности, способствующая формированию креативности ребенка. Учитель, заинтересованный в развитии креативности своих учеников, должен не только увлечь детей своим предметом, сформировать ответственное отношение к нему, но и применить творческий подход к усвоению, проверке знаний учащихся, заинтересовать детей, поддерживать их во всех начинаниях.

Для того чтобы ребенок развивался как творческая личность, недостаточно убрать «барьеры» и снять контроль сознания, нужно, чтобы структура сознания стала иной: необходим позитивный образец творческого поведения, как ни парадоксально это звучит.

Понятия «образец», «стереотип», «эталон» противоречат обыденному пред­ставлению творчества как нерегламентированной активности, порождающей но­вый продукт, который отрицает старые. Роль внешнего социального образца состоит, вероятно, в том, чтобы противостоять другому социальному образцу: «правильно» ведущему себя взрослому.

Отсюда следует, что творческое поведение, как и интеллектуальное, проходит фазу социализации.

Говоря о формировании творческих способностей, не стоит забывать о нравственности. 
Для многих соединение слов «творчество» и «нравственность» звучит как трюизм, который модно опровергать примерами из «мира науки». Действительно, высоким интеллектом может обла­дать и человек безнравственный, но никто еще не доказал, что, во-первых, безнравственность способствует творчеству, во-вто­рых, что творческий склад ученого и его преуспевание на науч­ной ниве — одно и то же. Бесспорно одно: когда мы говорим о великих творцах, мы говорим и о великих личностях. Эта истина часто ускользает в конкретном анализе творчества, но сами твор­цы всегда понимали всю серьезность этой зависимости. Глубоко и ярко об этом говорил Маркс: «...Мои взгляды, как бы о них ни судили и как бы мало они ни согласовались с эгоистическими предрассудками господствующих классов, составляют результат добросовестных и долголетних исследований. А у входа в науку, как и у входа в ад, должно быть выставлено требование:

Здесь нужно, чтоб душа была тверда;

Здесь страх не должен подавать совета». 

Нельзя утверждать, что стремление получить хоро­шую отметку, победить на конкурсе или смотре знаний, получить награду — это плохо. И высокая оценка, и победа на олимпиаде могут выступать как закономерный результат вложенного труда и форма общественного признания. Но когда происходит то, что в психологии называется «сдвигом мотива на цель», награда и сред­ство подкрепления становятся мотивом поступка и ребенок дей­ствует уже «не честь, а почести любя».

Лучшие педагогические умы понимали всю сложность и дели­катность этой проблемы. Известный советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, как важно не допустить, чтобы удоволь­ствие и радость от похвалы оказались сильнее удовольствия от доброго деяния. Он считал, что похвала и ласка — очень нужные вещи, но ими надо умело пользоваться. Он же предупреждал, что неуместная похвала создает извращенное представление о мерке, которой следует измерять доблести. Щедрость и бескорыстие, в каких бы формах они ни выражались, не должны осмысливаться и переживаться как что-то исключительное; считать хорошее обя­зательным — одно из правил воспитания нравственности. И там, где выполняется долг, недопустимо упоение похвалой.

Каждый согласится с этими положениями, когда речь идет о нравственном воспитании ребенка. Примет на веру и то, что когда единственной целью хорошего поведения и учения становятся от­метка и награда, то личности ребенка наносится ущерб. Но все же при этом изменяются структура и качество са­мого процесса познания, структура и качество самой одаренности . Учитель, формируя творческие способности наряду с нравственным воспитанием учащихся, часто задумывается о методах формирования того и другого в целом. Но в первую очередь педагог должен помнить и следить за тем, чтобы похвала не стала самой целью деяния, а была лишь адекватным поощрением.

Проблема формирования креативности учащихся является актуальной. Ее решение важно не только для учебного процесса в целом, но и для отдельной личности учащегося, ее творческого и нравственного развития.

Известно, что развитие креативности младших школьников способствует формированию творческой позиции, что, в свою очередь, стимулирует познавательную самостоятельность и самоорганизацию. Поэтому мной делается вывод о необходимости диагностики креативности школьников.

Таким образом, можно подвести итог, что одним из социально-педагогических условий развития креативности является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие креативности.

Категория: Для учителей | Добавил: liliya (13.04.2013)
Просмотров: 895 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта

Copyright Liliya © 2024
Бесплатный хостинг uCoz